Древлехранилище Великого Устюга

Во второй половине XIX в русском обществе чрезвычайно возрос интерес к истории России. Возникает вопрос о сохранении церковных архивов, древней утвари. Ученые, художники, религиозные деятели пишут о том, что икона, церковная утварь вне храма становятся не культовыми предметами, а произведениями древнерусского искусства. Результатом этой дискуссии стало появление на рубеже XIX – XX вв. во многих городах России музеев древнерусской старины – древлехранилищ. В Вологде древлехранилище было открыто в 1896 году по замыслу археолога и историка Н.И.Суворова.1 В 1911 году Св. Синод издает распоряжение о создании древлехранилищ во всех епархиях. При министерстве внутренних дел образуется комитет по охране древностей.2

В Великом Устюге древлехранилище было организовано в 1909 году.3 Идея его создания принадлежала священнику А.В.Малиновскому. Официальное открытие древлехранилища состоялось в воскресенье 3 октября 1910 года в здании Введенского храма Михайло-Архангельского монастыря.

Древлехранилище учреждалось при великоустюжском православном Стефано-Прокопьевском братстве «для собирания и хранения древних церковно-исторических памятников Великоустюжского викариатства, с целью лучшего сбережения их и доставления любителям таковых памятников удобства знакомиться с ними, а равно и для пользы церковно-исторической науки».4

Председателем комитета по заведыванию древлехранилищем был избран смотритель Великоустюжского духовного училища, священник К.А.Богословский, товарищем председателя – преподаватель Великоустюжского духовного училища, статский советник В.П.Шляпин.

В комитет входили: священник М.А.Соснин (председатель совета православного Стефано-Прокопьевского братства); преподаватели Великоустюжского духовного училища, кандидаты богословия А.А.Прялухин и Н.К.Попов; священник П.Н.Спасский; настоятель Великоустюжского Успенского собора протоиерей В.Г.Поляков; учитель Великоустюжского приходского училища К.А.Цивилев; купец Ф.А.Полднев; мещанин А.А.Автамонов. Обязанности заведующего были возложены на смотрителя духовного училища В.В. Комарова.

Большинство членов комитета окончили духовные академии, имели награды, активно участвовали в городской жизни. Остановимся подробнее на биографиях этих людей.

Председатель комитета древлехранилища Константин Александрович Богословский родился в 1871 году в семье священника, окончил Казанскую духовную академию, преподавал закон божий в Вологодском епархиальном женском училище. Впоследствии Константин Александрович преподавал русский и церковно-славянский языки, чистописание и арифметику, обличительное богословие и обличение русского раскола и местных сект, священное писание. На гражданской службе он был произведен в коллежские советники, награжден орденом Святой Анны III степени. В 1907 году принял сан  священника, а вскоре был награжден набедренником и скуфьею.6

Товарищ председателя комитета древлехранилища, статский советник Вениамин Петрович Шляпин окончил Московскую духовную академию. Преподавал в Устьсысольском, а затем в Устюжском духовных училищах. В 1900 году за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ Св. Синод наградил Вениамина Петровича библией. В 1904 и 1910 годах ему были пожалованы ордена Святого Станислава II степени и Святой Анны II степени.7

Статский советник Александр Александрович Прялухин родился 11 июля 1870 года. Учился в Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании которой работал в Устюжском духовном училище и Устюжском епархиальном женском училище. Преподавал русский язык и словесность, церковное пение, латинский язык, русскую, церковную и гражданскую истории. За усердную и полезную службу Александр Александрович был пожалован орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны III степени.8

Николай Константинович Попов родился 27 ноября 1876 года, закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902 по 1906 годы работал в Вятской духовной семинарии, а затем в Устюжском епархиальном женском училище. Гражданская история и география, богословие, русский язык, алгебра, геометрия, дидактика, педагогика, греческий язык – предметы, которые преподавал Николай Константинович. Он был членом совета православного Стефано-Прокопьевского братства, членом правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Устюжском епархиальном женском училище. Награжден серебряной медалью в память 25-летия существования церковно-приходских школ. 9

Василий Григорьевич Поляков родился 11 марта 1861 года. В 1888 году окончил Московскую духовную академию и был определен священником в Устюжскую Покровскую церковь. В разные годы он заведовал церковно-приходскими школами в Великом Устюге, был председателем совета Устюжского епархиального женского училища, членом Устюжского духовного правления, председателем устюжского отделения совета православного Стефано-Прокопьевского братства, членом правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Устюжском епархиальном женском училище. В 1890 г. «за честное поведение» Василия Григорьевича наградили набедренником, в 1894 г. – скуфьею, в 1898 г. Святейший Синод – бархатной фиолетовой камилавкой, в 1902 г. – наперсным золотым крестом. От устюжского городского духовенства в 1898 году В.Г.Поляков был назначен гласным в городскую думу, а в 1900 г. – произведен Синодом в должность депутата.10

Член-корреспондент комитета древлехранилища, статский советник Федор Варфоломеевич Булатов окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1884 года преподавал греческий язык в Устюжском духовном училище, в августе-сентябре 1888 года состоял членом временного комитета по устройству Устюжского епархиального женского училища. С 1896 года Ф.В.Булатов – член совета великоустюжского православного Стефано-Прокопьевского братства, с 1896 по 1908 гг. – библиотекарь центральной миссионерской библиотеки при братстве. За особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ Св. Синод наградил Федора Варфоломеевича библией. В 1897 и 1906 гг. ему были пожалованы ордена Святой Анны III степени и Святого Станислава II степени. Городские избиратели в 1903 году выбрали Ф.В.Булатова гласным Великоустюжской городской думы.11

Заведующий комитетом Виктор Викторович Комаров родился 6 декабря 1876 года, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. Прослушал курс наук в Санкт-Петербургском археологическом институте, где получил звание действительного члена и курс наук в институте братьев милосердия. В 1902 году В.В.Комаров был определен учителем латинского языка в Челябинское духовное училище, с 1904 года преподавал в Устюжском духовном училище, а позднее в Устюжском епархиальном женском училище. В 1909 году назначен на должность смотрителя Устюжского духовного училища. Три года, до 1908 года был членом совета православного Стефано-Прокопьевского братства. В 1910 году за отличную усердную службу пожалован орденом Святого Станислава III степени.12

Комитет постановил вести журнал заседаний, утвердил устав древлехранилища. Согласно устава, в древлехранилище поступали древние рукописи, старопечатные церковные книги, старинные книги на всех языках, церковные и бытовые памятники, имеющие историческое значение, рисунки, фотографии и модели тех памятников, которые не могли быть взяты в древлехранилище. Поступающие предметы регистрировались в инвентарном каталоге. Для осмотра музея были назначены специальные дни и часы.

Члены комитета составляли описи старинных предметов, хранящихся в церквах Устюга, просили передать их в древлехранилище. Естественно, что первыми экспонатами музея стали иконы, скульптура, портреты архиереев, документы Михайло-Архангельского монастыря, дела бывшей духовной консистории и духовного правления. В музей поступили и рукописи из Успенского собора Великого Устюга. В.В.Комаров составил опись церковной утвари, хранящейся в палатке при Мироносицкой церкви. Комитет постановил передать все это в древлехранилище.

Одним из первых пожертвовал в музей 4 вышитых плата почетный член комитета великоустюжский епископ преосвященный Алексий. Экспонаты поступали из Устюжского и соседних уездов: от священника Вохменской Введенской церкви Никольского уезда Вячеслава Ильинского – синодик старинный, 6 монет; от священника Михайло-Архангельской Городецкой церкви Устюжского уезда Анатолия Попова – оловянные сосуды; от иеромонаха Михайло-Архангельского монастыря Мефодия – деревянный крест в металлической оправе, медный с эмалью образок, медный складень, финифтяной образок. Делали пожертвования в музей и члены комитета. А.А.Автамонов подарил серебряный крест и кусок окаменелого дерева. А.В.Малиновский, К.А.Цивилев, П.Н.Спасский, К.А.Богословский – коллекции старинных монет, рукописи, книги.13

За время существования древлехранилища в него поступили свитки, книги, иконы из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей.14

Коллекция формировалась не только из переданных и пожертвованных предметов, многие экспонаты были куплены.

В 1917 году А.С.Непеин в статье для «Исторического журнала» пишет об Устюжском древлехранилище: «По размерам музей еще не велик, он занимает всего одну комнату, довольно большую и удобную. Предметы в музее расположены по группам. Прежде всего бросаются в глаза (при входе) полки со старинными бумагами – это архивы бывшей Устюжской консистории, духовного правления и монастырей… Рядом шкаф с книгами, библиотека музея и собственные издания.

В другом шкафу помещены различные принадлежности церковного богослужения, употребляемые в древнее время… Самое интересное в древлехранилище, служащее его украшением – это деревянные раскрашенные статуи Христа Спасителя, Господа Саваофа, евангелистов Иоанна Богослова, Марка и Луки; Божьей Матери, держащей на коленях и обнимающей Сына, снятого уже с креста, глава Иоанна Предтечи на блюде».

К 1918 году коллекция музея насчитывала 601 экспонат. Был собран богатый рукописный материал, библиотека старинных печатных и рукописных книг, изделий сканого серебра, черни, старинных медных монет, древних риз, икон.15

В.В.Шляпин разобрал и подготовил к печати акты Михайло-Архангельского монастыря. Рукопись книги осталась храниться в древлехранилище. Комитет обменивался своими изданиями с редакцией журнала «Известия общества изучения Олонецкой губернии». Казанская духовная академия, Московская духовная академия, императорский женский педагогический институт с благодарностью приняли два тома «Актов Михайло-Архангельского монастыря».

Со временем состав комитета расширился. В 1911 году в него были приняты Александр Нилович Прибытков (кандидат Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Великоустюжского духовного училища) и Нина Куканова (слушательница Санкт-Петербургского педагогического института). В 1914 году комитет получил письменное заявление от крестьянина Сольвычегодского уезда села Черевково Андрея Ивановича Антонова, который жертвовал в древлехранилище две старинные книги. В заявлении говорилось, что А.И Антонов «выражает желание быть членом комитета, ибо, занимаясь уже 30 лет специально собиранием повсюду родной старины, он надеется принести в этом отношении некоторую пользу комитету»16. В этом же году вступил в комитет преподаватель Великоустюжской мужской гимназии Г.С.Атабеков.

8 марта 1912 года Вологодская духовная консистория обратилась в древлехранилище с предложением принять на себя охрану и регистрацию памятников церковной старины. 17

Не ограничиваясь только собиранием и хранением памятников старины, комитет активно участвовал в жизни города: подготовил и провел празднование 700-летия основания Михайло-Архангельского монастыря, выпустил брошюру, посвященную этому юбилею.

Комитет способствовал созданию древлехранилища в Сольвычегодске. Специальная комиссия выезжала туда весной 1913 года.

По просьбе Великоустюжского духовного правления комитет давал заключение об археологической ценности иконостаса и икон Нювчимской Дмитриевской церкви Устьсысольского уезда, по заявлению причта и старосты Ильинской церкви Великого Устюга – о состоянии и ценности старинной живописи на стенах и сводах храма. 18

В «Прибавлениях к Вологодским епархиальным ведомостям» (1915 г.), «Вологодском листке» (1916 г.), «Историческом журнале» (1917 г.) появляются статьи о древлехранилище, автором которых является известный вологодский историк А.С.Непеин. Упоминание о древлехранилище встречается и в книге Б.И.Дунаева «Город Великий Устюг» (Москва, 1915 г.).

17 ноября 1918 года на заседании созданной при губисполкоме музейной комиссии, согласно декрету Луначарского, было решено «переместить предметы искусства и старины из древлехранилища при Михайло-Архангельском монастыре в музей культуры… Об этом решении постановлено уведомить комитет древлехранилища и просить его приготовить древлехранилище для передачи».19

Члены комитета В.В.Комаров и К.А.Цивилев пришли работать в  музейную коллегию со дня основания музея северодвинской культуры. Позднее В.В.Комаров становится директором музея.

Вероятно, что большая часть экспонатов древлехранилища поступила в музей. Картины А.А.Борисова, коллекции А.Г.Азова, И.А.Бурцева, Линовского, предметы из древлехранилища стали первыми экспонатами музея. Сохранилась в музее и инвентарная книга древлехранилища.

В 1928 году часть музейных экспонатов была передана в Москву. В 1959 году в Русский музей были вывезены статуи трех евангелистов, двух ангелов и несколько фрагментов орнаментальной резьбы, происходившие из древлехранилища. В экспозиции Великоустюжского музея находится композиция «Пиета», также происходящая из древлехранилища.

История создания и деятельности древлехранилища раскрывает одну из сторон культурной жизни города начала XX века. Благодаря своевременной передаче в музей оказались спасены сотни уникальных памятников культового искусства. Коллекция древлехранилища послужила основой экспозиций музея северодвинской культуры.

Малкова О.А. ("Бысть на Устюзе...": Историко-краеведческий сборник. Вологда :"ЛиС", 1993.)


Примечания

1. Непеин А.С. Путеводитель по Вологодскому епархиальному древлехранилищу. Вологда, 1900.

2.ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.12.

3.ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.32.

4.Устав церковного древлехранилища при великоустюжском Стефано-Прокопьевском братстве и правила деятельности заведывающего древлехранилищем комитета. // ВЕВ - 1909.- № 20.

5. ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.32,35,38.

6. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7727.

7. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7760

8. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7756

9. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7755

10. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7530

11. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7726

12. ВУФ ГАВО ф.364, оп.2. д. 7758

13. ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.32-60

14.Там же.

15. ВУИАХМЗ, фонды. Каталог Великоустюжского церковного древлехранилища.

16. ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.58.

17. ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.42.

18. ВУФ ГАВО ф.267, оп.1. д. 47, л.56.

19. ВУФ ГАВО ф.Р44, оп.1. д. 7, л. 287