памятники: |
церковь Вознесения |
• ц. Вознесения |
Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами «царственной» Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628–1654) и Рождества в Путинках (1649–1652). Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году «старанием и казною» богатейшего устюжского купца, московского «гостя» Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением «на взмостье, об одиннадцати главах» выглядела она в ХVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения. Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранеными главами «с перехватами» и коваными ажурными крестами. С востока к главному объему примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе – домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина – небольшой придел Всех Святых. Его изящный кубический объем с миниатюрной «горкой» кокошников и стройной двухъярусной главкой поставлен над арочной галереей. С запада на второй этаж храма ведет широкая лестница с высоким нарядным крыльцом. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела. Живописный вид церкви Вознесения находится в неразрывной связи с особой выразительностью архитектурно-художественных форм внешнего богатого декора, придающего всему памятнику праздничную нарядность. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок. Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения – цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в. Величественный пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40 – 50-е годы XVIII века, – один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным «Распятием», по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже XVII–XVIII веков в технике плоскорельефной резьбы. Нарядным и богатым выглядит резной золоченый трехъярусный иконостас Воскресенского придела. Он интересен, прежде всего, как собрание икон известного устюжского иконописца первой половины XVIII века Стефана Соколова, представителя династии потомственных устюжских иконописцев. В своем творчестве он следовал лучшим традициям знаменитых «устюжских писем», которые отличают изящество рисунка, каллиграфическая чистота линий, тщательная прорисовка деталей, изысканный колорит, особое пристрастие к миниатюрам. Точную дату создания иконостаса Воскресенской церкви позволили установить подписные иконы Стефана Соколова из местного ряда: «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (1718) и «Воскресение Христово» (1719). В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства, открыты выставки: «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы», «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура». Представленные на этих выставках наиболее ценные экспонаты из фондов Великоустюгского музея-заповедника отражают высокую художественную культуру Устюжского края. |
|