экспозиции и выставки |
«Музей истории Великого Устюга» |
|
|
||||||||||||||||||||
«История Великого Устюга XII – XХ вв.» Историческая экспозиция развернута в главном здании музея, бывшем доме купца Г.В. Усова расположенного на Набережной города. Она знакомит посетителей с историей Великого Устюга XII – ХХ века. Археологические находки, предметы вооружения XII–XVI вв., иконы и кресты, оригинальные фотореконструкции и другие материалы свидетельствуют о быте и верованиях финно-угорского и славянского населения края, о роли Устюга и устюжан в христианской и экономической колонизации северо-восточных земель, в создании единого Русского государства под началом Москвы. Замечательные подлинники XVII в.: деревянный резной подсвечник, просечные сундуки-теремки, ювелирные украшения, изделия с финифтью, монеты, холсты с набойкой, образцы иностранных тканей, аграмантов и позументов, серебряный ковш и другие предметы – представляют Великий Устюг как крупный торгово-ремесленный центр на Русском Севере. Особый раздел экспозиции этого периода посвящен связям Великого Устюга с Сибирью, устюжанам-землепроходцам. Привлекают внимание оружие русских казаков, модель коча, яркие бусы, моржовый клык. В XVIII веке Великий Устюг являлся центром Устюжской провинции и Великоустюжской и Тотемской епархии, был богатым купеческим городом. Среди предметов данного периода примечательны печать городового магистрата с гербом Великого Устюга, портреты устюжан, бородовые знаки, серебряные и медные монеты, богатые вклады устюжских купцов в местные храмы, снаряжение промысловых купеческих судов. В нескольких витринах – превосходные изделия талантливых устюжских мастеров. Искусно написанные иконы, изящные просечные шкатулки, серебряная утварь, изделия финифтяной фабрики братьев А. и С. Поповых, филигранные вещи, полихромные изразцы говорят о многообразии и расцвете художественной культуры провинциального северного города. Жизнь Великого Устюга в XIX – начале ХХ века отражают многочисленные памятники истории и культуры этого периода. Отдельные комплексы посвящены устюжскому купечеству, развитию краеведения и открытию в городе первого музея – церковного древлехранилища. «Северная чернь» Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность. Расцвет устюжской черни приходится на вторую половину ХVIII – начало ХIХ в. Северная чернь завоевывает славу лучшей в России. О высоком уровне черневого дела в ХVIII веке свидетельствует выполненная мастером Иваном Островским в 1770 году трехчастная дарохранительница с черневой гравюрой на золоченом канфаренном фоне. Искусство черни ХIХ – начала ХХ века представлено работами И. Жилина, М. Кошкова, М. Чиркова. На браслетах и запонках, линейках и ложках предстают тонко награвированные на серебре архитектурные ансамбли Великого Устюга и изящные цветочные орнаменты. Черневое искусство 30-х – начала 60-х годов ХХ века характеризуется изделиями мастеров артели «Северная чернь», выполненными по эскизам художественного руководителя артели Е.П. Шильниковского, обогатившего старинный промысел новыми разработками сюжетных и орнаментальных композиций. Особый интерес вызывает серебряный столовый набор из 42-х предметов, украшенных миниатюрными рисунками по произведениям А.С. Пушкина. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году эта работа устюжских мастеров была удостоена золотой медали и диплома I-й степени. Среди экспонатов и одна из лучших работ Е.П. Шильниковского – стопка «Золотой хмель» (1951), выполненная в традициях древнерусских мастеров черневого дела. Искрящиеся золотом гроздья цветущего хмеля художник расположил на фоне серебряных листьев с черневыми прожилками. О развитии искусства чернения по серебру во второй половине ХХ века свидетельствуют произведения мастеров «Северной черни», созданные по эскизам талантливых художников Е.Ф. Тропиной, Л.М. Бобылевой, Л.С. Меньшиковой, А.С. Чернова, В.П. Шорохова. Высокими художественными достоинствами обладают серебряные с чернью столовые наборы, бокалы, вазочки, коробочки, ювелирные украшения, отмеченные настроением особой праздничности, торжественности. В лучших традициях северного черневого искусства выполнены работы заслуженного художника России Е.Ф. Тропиной, посвятившей искусству чернения по серебру около 50 лет. Они отличаются яркой декоративностью тематических и орнаментальных композиций при строгой лаконичности форм. «Резная и расписная береста» Самобытным художественным промыслом Великого Устюга является резьба и роспись по бересте. Истоки этого промысла уходят в ХVIII век в Шемогодскую волость Великоустюжского уезда. В основу искусства, получившего название «шемогодская береста», лег мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства. Представленные в экспозиции работы из бересты и дерева с ажурными берестяными накладками показывают развитие этого художественного промысла на протяжении ХХ века. Изделия 20-х – 30-х годов украшены букетными узорами, а шкатулки 50-х – 60-х годов, выполненные Н.В. Вепревым, – берестяным кружевом из гибких стеблей и крупных прорезных розеток с силуэтным изображением птиц. Большой вклад в развитие промысла внесли художники, мастера резьбы по бересте фабрики «Великоустюгские узоры» А.Е. Маркова, Л.М. Чупрова, Т.Г. Вязова, Т.А. Слепухина, Л.А. Корепина. На бураках и коробейках А.Е. Марковой в узорную растительную вязь вплетены изображения сказочных птиц, нарядных утиц, бегущих оленей, а в светлом берестяном кружеве Т.Г. Вязовой оживают сцены чаепитий, гуляний, свадеб, зимняя сказка с Дедом Морозом. В 80-е годы ХХ века была возрождена народная роспись по бересте и дереву. Нарядны и необычны работы Т.Ю. Лабутиной (Беляевой) – расписные туеса, хлебницы, коробейки. «Русское искусство XIX–XX вв.» Вэкспозиции художественного отдела музея представлены коллекции живописи, графики, декоративно - прикладного искусства. В поисках экспонатов первые сотрудники музея ездили в многочисленные экспедиции, налаживали контакты с местными художниками, вели переписку с центральными музеями и Госфондом. Благодаря такой энергичной деятельности были приобретены несколько интересных работ И.М. Прянишникова, А.М. Корина, устюжских художников А.В. Казакова, П.Я. Кострова. Из Госфонда поступили картины замечательных русских художников XIX века И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, А.М. Васнецова, Г.Г. Мясоедова, И.И. Остроухова, Р.Г. Судковского и других. Жемчужиной коллекции живописи можно считать наследие древлехранилища – небольшое собрание провинциальной портретной живописи конца XVIII – первой половины XIX в. Это копийные портреты Екатерины II, М.В. Ломоносова, епископов Александра, Боголепа, Иоанникия, возглавлявших в разные годы Великоустюжскую и Тотемскую епархию, портреты устюжских купцов Г.В. Усова, Л.Г. Захарова, А.М. Булдакова и его жены. Замечательны картины А.А. Борисова, первого в отечественном искусстве живописца, воспевшего Русский Север и Заполярье, сумевшего силой своего таланта показать красоту Арктики, этого сурового царства вечных льдов. Несколько своих работ Борисов подарил музею, в конце 1920-х годов из Третьяковской галереи поступили еще три картины художника (их приобретал для своего собрания сам П.М. Третьяков). В 1970-е годы экспозиция пополнилась рядом этюдов Борисова и его личными вещами. Долгие годы музей сотрудничал с заслуженным деятелем искусств РСФСР Е.П. Шильниковским. Помимо работ в технике чернения по серебру, можно увидеть его офорты, линогравюры, живописные произведения. Современное искусство представлено работами устюжских художников В.Н. Латынцева, Б.А. Студенцова, В.А. Максимова, С.К. Мальцева и многих других. Вызывают восхищение произведения декоративно-прикладного искусства: российские и европейские изделия из фарфора и фаянса, жемчуга, бисера и стекляруса. |